ВСЁ ПО КАЙФУ! КАРЕЛИЯ — ВЫШАК ПО-ЛЮБОМУ!»
18 и 19 июня в Сортавальском и Лахденпохском районах состоялся III этап Чемпионата России и финал Кубка Карелии по автомобильному ралли. Партнёрами организатора — Автомобильной Федерации Санкт-Петербурга и Ленинградской области выступили топовые производители шин Yokohama и Pirelli. А новую стартовую арку по собственной инициативе руководителя этой компании Алексея Румянцева, изготовил официальный дилер АвтоВАЗ, петербургская компания «Интей Лада»
Эти две фразы, из которых составлен заголовок, перед тем, как написать заключительный пресс-релиз, я взял из группы в WhatsApp. Слово «вышак» в нашей истории имеет, правда, несколько иное значение, но, впрочем, понятно, что именно в этом контексте имел ввиду ветеран автоспорта Сергей Солнцев,
выступавший в качестве штурмана одного из экипажей.
Как обычно, «Белые ночи», старейшее ралли в нашей стране, которое берёт начало в 1963-м году, в минувшие четверть века проходит исключительно по сложнейшим трёхмерным дорогам красавицы Карелии и становится своеобразным экватором Чемпионата. И традиционно становится одним из самых сложных по погодным условиям соревнований. Столбик термометра поднимался к отметкам 29-30. Если бы не ветер с Ладоги, то не пришлось бы организаторам, как в конце 90-х годов, устанавливать между первыми пятнадцатью экипажами интервал старта не в две, а в три минуты? Нет, не пришлось бы.
- По опыту мы знаем, что это лишено смысла, — поясняет директор общественной организации «Автомобильная Федерация Санкт-Петербурга и Ленинградской области» Ольга Сивачёва, организатор соревнований. — Если нет ветра, то и трёхминутный интервал не спасает. В эти дни был вполне приличный ветер, поэтому хватило стандартного двухминутного интервала между первыми 14-ю экипажами и традиционного, в одну минуту, между остальными.
Тем не менее, пыльные дороги на перегонах между спецучастками стали проблемой, особенно для новичков, однако в жёсткой логике тайминга учитывалось и то обстоятельство, что соревнования
проводятся в пятницу и субботу в разгар дачного сезона. А это означало, что дороги общего пользования должны были быть перекрыты для движения гражданских автомобилей на возможно короткое время, а участники, которые передвигаются вне специальных скоростных участков, на перегонах, должны были создавать минимальные помехи для граждан. Так, конечно, не бывает, но, по крайней мере, логика построения временных отрезков была именно такова.
Что касается собственно спорта, то Александр Зайцев (R2, Lada Granta, Лодейное Поле Ленинградской области) выиграл третью чемпионатскую гонку в сезоне — теперь уже в звании мастера спорта; ему и ещё двоим спортсменам удостоверения и значки мастеров вручили перед стартом ралли). 150 очков из 150-ти возможных — и это на 51 очко больше, чем у петербуржца Вячеслава Никонова (99 очков). Именно за второе место в этой группе разворачивается после экватора сезона острая борьба: Андрей Звагольский (Санкт-Петербург) сменил VW Polo также на Granta, и теперь отстаёт от Никонова только на 9 зачётных очков. А всего лишь в 17 очках позади расположился Владимир Трегубов (Пермь), и ещё в десяти Роман Квасников (Санкт-Петербург), который провёл очень сильную гонку, показав на вертушках «Белых ночей» второе время. Так что пружина интриги в R2 — по крайней мере, в том, что касается борьбы за сребро и бронзу, — сжата по полной программе.
В группе R3 практически идеально отработали «Белые Ночи» одни из старейших участников, москвичи Пётр Туркин — Василий Миркотан на Citroёn DS3 R3T. В одном экипаже они вместе с 2009-го года. Вторая победа плюс второе место здесь же, на зимней «Карелии», 140 очков и перспективы звания Чемпионов России в этой группе. После ралли в интервью для программы «»Мир Скорости» на motoradio.online мы заговорили о том, насколько важен тренировочный процесс.
- Безусловно, мы тренируемся, — подтвердил экипаж. — И не раз от раза, а систематически, причём тренировки включают в себя и общефизическую подготовку.
- Да, — уточняет Василий Миркотан, — Пётр может спокойно пробежать 50 километров, я бегаю несколько меньшие дистанции. Но без общефизической подготовки результат показать невозможно. Тренировочным процессом у нас руководит один из знаменитых гонщиков, мастер спорта СССР, мастер спорта международного класса Валерий Павлович Филимонов. Хотя ему уже за 70, он держит отличную спортивную форму, тоже занимается бегом, и для нашего экипажа разработал специальную программу подготовки.
Второй результат в R3 фиксирует Константин Тарасов из Ижевска, в сумме после трёх этапов у него 112 очков, и это предполагает
исключительно активные усилия, чтобы устроить покушение на лидерскую позицию. А некогда чемпион России в этом зачёте петербуржец Михаил Алексеев проводит хотя и интенсивную гонку, но набранные 32 очка совершенно недостаточны для того, чтобы вновь включаться в борьбу за звание чемпиона.
В N4 кинжальными ударами обмениваются Антон Бодров (Москва), который выступает с девятикратным чемпионом России среди штурманов Игорем Тер-Оганесьянцем, и петербуржец Павел Козлов. На предыдущем этапе в Гуково Бодров был первым и заработал 50 очков, но здесь стал только вторым, положив в копилку 40 очков. У Павла Козлова траектория получилась обратной: 40 очков в Карелии зимой и 50 в Карелии. Так что теперь у обоих гонщиков по 90 зачётных очков, и это всего на 16 очков меньше, чем у лидера Чемпионата в N4 Дениса Ростилова, который пошёл по нисходящей: после победы зимой в Карелии у него было 40 очков в Гуково и только 16 очков на Белых Ночах. А с четвёртой позиции (77 очков) борьбу за подиум ведёт Тимофей Андрющенко (Комсомольск-на-Амуре). Так что N4 пока что мало предсказуем за два этапа до окончания чемпионата.
И, конечно, ураган устроили лидеры абсолютного зачёта.
Всего в этой группе финишировали пять экипажей, в том числе, ветераны автоспорта Иван Миронов — Сергей Денисов, традиционно команда Megapolis, но на этот раз выступавшие за Spectrum Suspension, С-Петербург. В планах экипажа проехать весь чемпионат, однако зимняя Карелия закончилась для них поломкой, а на второй этап выехать не удалось по ряду причин. «Белые Ночи» Миронов-Денисов завершили в финишном створе, и — как и большинство гонщиков — вышли из спортивного автомобиля Spec-R Sigma как будто из парной.
С каждым годом ралли даётся всё труднее и труднее, — улыбнулся
- Иван Денисов.
Что касается лидеров. По большому счёту, москвич Игорь Буланцев мог чувствовать себя в зоне комфорта: две победы на предыдущих этапах принесли абсолютное лидерство, но с нижних строк наращивали темп москвич Артур Мурадян и петербуржец Дмитрий Воронов.
Воронов уже не раз поднимался на высшую ступень подиума в Кубке и в Чемпионате России, но, в основном, это касалось монопривода. За прошедшее с зимней «Карелии» Дмитрий Воронов разгадал секреты полноприводного Ford Fiesta Proto, на который от сменил седьмую «эволюцию» от Mitsubishi. И если зимой в Карелии он заработал скромные 21 очко, то в Гуково он привёз уже второй результат, а Белые Ночи-2021» попросту выиграл. И — что любопытно, — порой, в этой первой тройке Буланцев — Мурадян — Воронов результаты между первым и вторым местом на спецучастках разделяли одна, две, три или шесть десятых секунды! Совершенно фантастическая грунтовая феерия, которую устроили сильнейшие раллисты России!
— Дмитрий Воронов проехал безошибочно, — комментирует лидер Чемпионата в абсолютном зачёте Игорь Буланцев. — У него отличная машина для этих трасс, с огромным моментом. И для него, возможно был не так важен был выбор шин. Нам было сложно. Мы сделали ошибку в выборе коробки передач — поставили «длинную» коробку и момента машине не хватало, она по такой трассе не вытягивала: как только ты снижаешь скорость в повороте — набирает она скорость очень сложно. У нас была надежда, что мы выиграем на максималке, но по такой трассе до максималки она даже не доходила. Плюс в первый день расчищали трассу, было немного скользко, но, на самом деле, это в меньшей степени сыграло роль, чем коробка. В чемпионате сейчас накал максимальный, пока ещё ничего не гарантировано, и у Воронова есть все шансы, и у Мурадяна есть шансы, и у Козлова — математически, по крайней мере. При том, что времена у всех рядом, едут все быстро — я думаю, будет ещё очень интересно!
Так что Игорю Буланцеву, Skoda Fabia R5, на лаврах почивать со 168-ю очками лидера рановато: Артур Мурадян, Skoda Fabia Rally2 evo, бросился в погоню и сейчас у него 122 очка, а ему, в свою очередь, на задний бампер накатывается Дмитрий Воронов, Ford Fiesta Proto — 111
очков.
В Кубке республики Карелия нынешний этап «Белые ночи 20221 Регион» расставлял точки над i . Лучшими в «стандарте» (без каркаса безопасности оказались продолжатель гоночной династии Герасенковых, Андрей Андреевич, с Марианной Милютной (ВОА-Ралли). Зачёт 2000Н остался за экипажем Александр Донец («Парголово Кросс») — Семён Прохоров. К сожалению, неделей ранее братья Роман и Семён Прохоровы не вписались в поворот на 6-м этапе по ралли-спринтам ФСО-Авто, так что их оранжевый BMW потребовал приличного кузовного ремонта. Но если Семён занял место в штурманском кресле, то Роман поддерживал брата и его пилота исключительно как зритель.
Победу в 1600Н и второе место в абсолютном зачёте зафиксировали петербуржцы Александр Становов и Евгений Ярцев, а победу в абсолюте отпраздновали Александр Бармин (Ижевск) и Михаил Афонькин (Санкт-Петербург).
На этот раз церемония награждения оказалась исключительно длинной: помимо медалей и кубков, которые вручались участникам этого ралли, были вручены призы призёрам и победителям Кубка Карелии-2021, а также тем, кто завоевал в своих зачётных группах подиум в Кубке и Чемпионате России 2020-го года: из-за пандемии церемония награждения по итогам года в минувшем году не проводилась.
Следующий этап Чемпионата России с 30 июля по 2 августа будет принимать Псков, а заключительный аккорд прозвучит 17-20 сентября на ралли «Эковер» в г. Асбест Свердловской области.
Книга результатов ралли «Белые ночи-2021» и анонс следующих событий по автоспорту в регионе — на сайте Автомобильной Федерации Санкт-Петербурга и Ленинградской области afspb.org.ru. Положение пилотов, штурманов и команд, а также календарь событий на сайте Российской Автомобильной Федерации www.raf.su.
Также о событиях в мире моторов — каждый понедельник в 15:00 в программе «Мир скорости» на первой интернет-радиостанции России motoradio.online.
P.S. Пресс-служба организатора ралли «Белые Ночи-2021» благодарит команду Megapolis за оказанную техническую поддержку во время проведения церемонии награждения, а также Максима Морозова за предоставленный фотографии.
Игорь Апухтин
руководитель пресс-службы
ралли «»Белые Ночи-2021»,
спортивный комментатор